Противодействие экстремизму
Методические рекомендации
В рамках реализации рекомендаций парламентских слушаний «Актуальные вопросы обеспечения безопасности и развития детей в информационном пространстве», которые прошли в Совете Федерации 17 апреля 2017 г., были разработаны методические рекомендации о размещении на информационных стендах, официальных интернет-сайтах и других информационных ресурсах общеобразовательных организаций и органов, осуществляющих управление в сфере образования, информации о безопасном поведении и использовании сети «Интернет»
Cписок экстремистских материалов
Антитеррористическая безопасность
В последнее время озабоченность по поводу безопасности образовательных учреждений серьезно возросла. Эта озабоченность связана не только с физическими факторами, но и психологические факторы также могут ассоциироваться с опасностью. В учреждении и прилегающих к ней территориях есть множество уязвимых мест, где вполне возможно скрытое запугивание или устрашение детей. Необходимо учиться правилам поведения при угрозе проведения террористического акта, быть психологически готовыми к действиям в опасных и экстремальных случаях.
Терроризм – это метод, посредством которого организованная группа или партия стремится достичь провозглашенных ею целей преимущественно через систематическое использование насилия.
Ежегодный план антитеррористических мероприятий в детском саду
Работа с персоналом
- Установление дежурства при входе в детский сад, ежедневный обход территории учреждения в дневное и ночное время на наличие посторонних предметов, припаркованного транспорта.
- Практические занятия с целью обучения сотрудников правилам поведения при обнаружении подозрительного предмета, при поступлении угрозы по телефону, при захвате заложников.
- Проведение инструктажей «Действия персонала при обнаружении подозрительного предмета, при захвате заложников, при поступление угрозы по телефону», «Охрана жизни и здоровья детей в детском саду», «Памятка по мерам антитеррористической безопасности»
Работа с детьми
- Беседы и занятия с детьми на темы: «Правила поведения при общении с незнакомыми людьми», «Можно ли разговаривать с незнакомыми людьми», «Один дома», «Знаешь ли ты свой адрес, телефон и можешь ли объяснить, где живешь? », «Беседы с детьми на развитие навыков общения», «Опасные ситуации: контакты с незнакомыми людьми на улице».
- Выставка рисунков по теме: «Мир без войны» «Кто такие террористы»
- Проведение практических занятий по эвакуации.
- Обсуждение возможных чрезвычайных ситуаций.
Работа с родителями
- Консультации «Если обнаружили подозрительный предмет», «Общие и частные рекомендации»
- Беседы с родителями о необходимости усиления контроля за детьми и бдительности в местах массового скопления людей.
- Обсуждение вопросов антитеррористической безопасности на родительских собраниях
- Оформление буклетов , листовок
- Оформление стенда «Осторожно терроризм»
Рекомендации гражданам по действиям при угрозе совершения террористического акта
Сегодня терроризм, наряду с распространением оружия массового уничтожения, региональными конфликтами и организованной преступностью, представляет собой самый опасный вызов безопасности нашей стране. В целях пресечения и раскрытия террористического акта, минимизации его последствий и защиты жизненно важных интересов личности, общества и государства, правильно ориентироваться и действовать в чрезвычайных ситуациях гражданам необходимо знать правила, порядок поведения и действия населения при угрозе и в период проведения терактов. Любой человек должен точно представлять свое поведение и действия в экстремальных ситуациях, психологически быть готовым к самозащите.
Рекомендации при обнаружении подозрительного предмета.
Если вы обнаружили забытую или бесхозную вещь в общественном транспорте, опросите людей, находящихся рядом. Постарайтесь установить, чья она или кто мог ее оставить. Если хозяин не установлен, немедленно сообщите о находке водителю (машинисту).
Если вы обнаружили подозрительный предмет в подъезде своего дома, опросите соседей, возможно он принадлежит им. Если владелец не установлен, немедленно сообщите о находке в ваше отделение милиции.
Если вы обнаружили подозрительный предмет в учреждении, немедленно сообщите о находке администрации.
Во всех перечисленных случаях:
- не трогайте, не вскрывайте и не передвигайте находку. Не предпринимайте самостоятельно никаких действий с находками или подозрительными предметами, которые могут оказаться взрывными устройствами – это может привести к взрыву, многочисленным жертвам и разрушениям;
- зафиксируйте время обнаружения находки;
- незамедлительно сообщите в территориальный орган милиции;
- примите меры по недопущению приближения людей к подозрительному предмету. Постарайтесь сделать так, чтобы люди отошли как можно дальше от опасной находки;
- примите меры по исключению использования средств радиосвязи, высокочастотных излучающих приборов, динамиков и других радиосредств, способных вызвать срабатывание радиовзрывателей обнаруженных, а также пока не обнаруженных взрывных устройств;
- обязательно дождитесь прибытия оперативно-следственной группы
Внешний вид предмета может скрывать его настоящее назначение. В качестве камуфляжа для взрывных устройств используются обычные бытовые предметы: сумки, пакеты, свертки, коробки, игрушки и т.п. Если обнаруженный предмет не должен, как вам кажется, находиться «в этом месте в это время», не оставляйте этот факт без внимания, но помните:
Если террорист-смертник ощутит на себе внимание людей, он способен незамедлительно привести взрывное устройство в действие. В связи с этим старайтесь соблюдать спокойствие. Если есть возможность, сообщите о подозрительном вам человеке в административные или правоохранительные органы либо в службы безопасности, не привлекая к себе внимания террориста.
Предметы – бесхозные портфели, чемоданы, сумки, свертки, ящики, мешки, коробки и т.д., автотранспорт – угнанный, брошенный, без признаков наличия владельца и т.д.
Внешние признаки предметов, по которым можно судить о наличии в них взрывных устройств:
- наличие связей предмета с объектами окружающей обстановки в виде растяжек, приклеенной проволоки и т.д.;
- необычное размещение обнаруженного предмета;
- шумы из обнаруженного подозрительного предмета (характерный звук, присущий часовым механизмам, низкочастотные шумы);
- установленные на обнаруженном предмете различные виды источников питания, проволока, по внешним признакам, схожая с антенной т.д.
Памятка персоналу оъекта по предотвращению террорестических актов
Будьте наблюдательны! Только вы можете своевременно обнаружить предметы и людей, посторонних на вашем рабочем месте
Будьте внимательны! Только вы можете распознать неадекватные действия посетителя в вашем рабочем помещении или вблизи него
Будьте бдительны! Каждый раз, придя на своё рабочее место, проверяйте отсутствие посторонних предметов.
Потренируйтесь: кому и как вы можете быстро и незаметно передать тревожную информацию.
Соблюдайте производственную дисциплину! Обеспечьте надёжные запоры постоянно закрытых дверей помещений, шкафов, столов.
Не будьте равнодушны к поведению посетителей! Среди них может оказаться злоумышленник.
Заблаговременно представьте себе возможные действия преступника вблизи вашего рабочего места и свои ответные действия.
Помните, что злоумышленники могут действовать сообща, а также иметь одну или несколько групп для ведения отвлекающих действий.
Получив сведения о готовящемся теракте, сообщите об этом в органы управления по делам ГОЧС и правоохранительные органы по тел. «01», «02» и руководителю объекта. Оставайтесь на рабочем месте. Будьте хладнокровны. Действуйте по команде.
Общие правила безопасности
РОДИТЕЛИ!
Вы отвечаете за жизнь и здоровье ваших детей. Разъясните им, что любой предмет, найденный на улице или в подъезде, может представлять опасность.
К террористическому акту невозможно подготовиться заранее, поэтому следует быть настороже всегда. Следует проявлять особую осторожность на многолюдных мероприятиях с тысячами участников, в популярных развлекательных заведениях, торговых центрах.
- Обращайте внимание на подозрительных людей, предметы, на любые подозрительные мелочи
- На подозрительные телефонные разговоры рядом стоящих лиц
- На сдаваемые или снимаемые по соседству квартиры, подвалы, подсобные помещения, склады, вокруг которых наблюдается странная активность
- Остерегайтесь людей с большими сумками, баулами и чемоданами, особенно, если они находятся в неожиданном месте (например, с баулом в кинотеатре или на празднике). Несмотря на то, что этот человек, скорее всего, окажется туристом или торговцем, все же лишняя осторожность не повредит)
- Не поднимайте забытые посторонними людьми вещи: сумки, мобильные телефоны, кошельки и т.п.
- Будьте особо бдительными и остерегайтесь людей, одетых не по сезону. Если вы видите летом человека, одетого в плащ или толстую куртку – будьте особенно осторожны – под такой одеждой террористы чаще всего прячут бомбы. Лучше всего держаться от него подальше и обратить на него внимание сотрудников правоохранительных органов
- Специалисты сообщают, что смертник, готовящийся к теракту, обычно выглядит чрезвычайно сосредоточено, губы плотно сжаты, либо медленно двигаются, как будто читая молитву
- В семье надо разработать план действий при чрезвычайных обстоятельствах. У всех членов семьи должны быть номера телефонов, адреса электронной почты друг друга для срочной связи. Также необходимо назначить место встречи, где вы сможете встретиться с членами вашей семьи в экстренной ситуации. В случае эвакуации, обязательно возьмите с собой ваш набор предметов первой необходимости и документы
Будьте бдительны
При возникновении чрезвычайных ситуаций звоните по сотовому телефону:
МЧС, ПОЖАРНАЯ ЧАСТЬ — 101
ПОЛИЦИЯ — 102
СКОРАЯ ПОМОЩЬ — 103
ГАЗОВАЯ СЛУЖБА — 104
СЛУЖБА СПАСЕНИЯ — 112
Нормативно-правовая база
Федеральный закон от 28.12.2010 № 390-ФЗ «О безопасности»
Настоящий Закон закрепляет правовые основы обеспечения безопасности личности, общества и государства, определяет систему безопасности и ее функции, устанавливает порядок организации и финансирования органов обеспечения безопасности, а также контроля и надзора за законностью их деятельности.
Федеральный закон от 6 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму».
Настоящий Федеральный закон устанавливает основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики терроризма и борьбы с ним, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма, а также правовые и организационные основы применения Вооруженных Сил Российской Федерации в борьбе с терроризмом.
Указ Президента от 15 февраля 2006 № 116«О мерах по противодействию терроризму»
Памятки
ПАМЯТКА по первоочередным действиям при обнаружении бесхозных и подозрительных предметов или угрозе террористического акта (взрыва)
ВНИМАНИЕ!
Под доступные предметы бытового назначения могут быть замаскированы самодельные взрывные устройства.
В случае обнаружения бесхозных и подозрительных предметов (сумок, коробок, пакетов, портфелей, книг, радиоприемников, термосов, емкостей из-под напитков, электрических фонарей, мобильных телефонов и т.п.) в местах с массовым пребыванием людей
НЕОБХОДИМО:
1.Оценить ситуацию и принять меры по недопущению людей (особенно детей) к месту нахождения подозрительного предмета.
2.Незамедлительно сообщить о находке сотрудникам полиции, либо в дежурную часть отдела министерства внутренних дел России по Апанасенковскому району по телефону 112 или 02, в единую дежурно - диспетчерскую службу Апанасенковского района по телефону 46911 или 46901.
3.До прибытия сотрудников полиции принять меры к эвакуации людей из опасной зоны.
ЗАПРЕЩАЕТСЯ!
1.Трогать предмет руками или касаться с помощью других предметов, открывать, разворачивать, перемещать с места на место обнаруженный предмет.
2.Пользоваться радиоаппаратурой, в том числе и сотовыми телефонами вблизи обнаруженного предмета.
3.Предпринимать меры по самостоятельному обезвреживанию обнаруженного предмета.
НЕОБХОДИМО обращать внимание на подозрительных лиц, а также на автомобили, продолжительное время стоящие вблизи мест с массовым пребыванием людей. Номера телефонов для сообщений: 02
В СЛУЧАЕ ПОЛУЧЕНИЯ СООБЩЕНИЯ О ВОЗМОЖНОМ ВЗРЫВЕ
1.Не впадать в панику и не совершать необдуманных и поспешных действий.
2.Определить направление к ближайшему выходу (при этом учесть направление движения основной массы людей).
3.Четко выполнять команды, подаваемые сотрудниками полиции или представителями администрации объекта через громкоговорящую связь.
4.Оказать помощь пожилым людям и детям, другим гражданам, не способным самостоятельно покинуть опасную зону.
5.Максимально быстро покинуть опасную зону.
УВАЖАЕМЫЕ ГРАЖДАНЕ! БУДЬТЕ БДИТЕЛЬНЫ!
ТОЛЬКО БДИТЕЛЬНОСТЬ И ВЗАИМОВЫРУЧКА ПОМОГУТ ПРЕДОТВРАТИТЬ ТРАГЕДИЮ!
ПАМЯТКА по действиям при обнаружении подозрительных людей, транспортных средств, а также при совершении ДТА.
До совершения террористического акта гражданам, заметившим подозрительного человека или транспортное средство, необходимо:
1. Немедленно позвонить по телефону в полицию и сообщить как можно больше о подозреваемом или транспортном средстве.
2. Попытаться проследить за подозреваемым или подозрительным и транспортным средством на безопасном расстоянии.
3. Дождаться приезда сотрудников полиции.
Во время террористического акта необходимо:
1. Немедленно покинуть место происшествия, направляясь на улицу или в укрытие.
2. Держаться подальше, насколько это будет возможным, от высоких зданий, стеклянных витрин или транспортных средств.
3. Если поблизости находятся сотрудники правоохранительных органов, необходимо следовать его указаниям.
После окончания террористического акта необходимо:
1. Если сотрудники правоохранительных органов еще не прибыли немедленно позвонить в полицию
2. Не создавать толпу и не присоединяться к ней.
3. Немедленно покинуть место происшествия, так как там могут находиться дополнительные взрывные устройства.
4. Освободить пути для подхода машин служб спасения.
5. Изучить свое окружение и немедленно сообщить полиции о любых подозрениях или дополнительных взрывных устройств.
6. Немедленно сообщите в милицию информацию, позволяющую задержать подозреваемого и определить местонахождения транспортного средства, причастного к происшествию.
Ресурсы информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» в борьбе с терроризмом и экстремизмом
1 Антитеррористическая комиссия Ставропольского края [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://atk26.ru(дата обращения 28.12.2020 г.).
2 Наука и образование против террора[Электронный ресурс] – Режим доступа: http://scienceport.ru(дата обращения 28.12.2020 г.).
3 Как эмиссары вербуют россиян в террористы [Электронный ресурс] Режим доступа: http://atk26.ru/novosti/298-04022019(дата обращения 28.12.2020 г.).
4 В ад и обратно. Исповедь российских женщин, вернувшихся из «Исламского государства»[Электронный ресурс] Режим доступа: http://atk26.ru/novosti/310-24032019-
1(дата обращения 28.12.2020 г.).
5 Штейнбух А.Г. Интернет и антитеррор. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://atk26.ru/biblioteka/broshyury (дата обращения 28.12.2020 г.).
Линия помощи «Дети Онлайн»
Всероссийская Линия помощи «Дети Онлайн»
Служба телефонного и онлайн консультирования по проблемам безопасного использования сети Интернет и мобильной связи для детей, подростков, родителей и работников образовательных учреждений
Безопасный Интернет
Алгоритм действий при угрозе атаки БПЛА
Сначала передается единый сигнал опасности «ВНИМАНИЕ ВСЕМ!», основным средством доведения которого являются электро-сирены (непрерывное звучание). Немедленно привести в готовность все расположенные на оповещаемой территории узлы проводного вещания, радио- и телевещательные станции, онлайн-трансляции на мобильном устройстве
Прекратить учебный процесс.
Обеспечить нахождение детей в здании образовательного учреждения (до получения информации об отмене тревоги или начале эвакуации)! Быстро, без паники, вывести учащихся из класса, занять места в помещениях без оконных блоков (по возможности с несущими стенами). Либо перейти и сесть на пол в той части кабинета, которая наиболее удалена от окон (закрытых/зашторенных), выставив перед собой перевернутые парты (баррикады). Это необходимо, чтобы уменьшить риск поражения от стекла и других поражающих объектов. Если нет подвала, спуститься на нижние этажи. Чем ниже, тем лучше. В идеале всем на первый этаж. Определить внутренние комнаты, чем больше бетона вокруг, тем лучше (несущие стены), если все комнаты внешние, укрыться под лестничными проемами. Ни в коем случае не находиться напротив окон! Если известно, с какой стороны ведется обстрел, то выбрать самые удаленные помещения с противоположной стороны. Сесть на пол у стены. Чем ниже человек находится во время попадания снаряда, тем больше шансов, что его не зацепит осколком. Окна закрыть массивной мебелью, набитой плотно вещами, папками, бумагой. 2 Категория персонала Действия Руководство (руководитель и его заместители) Получить оповещение об опасности по средствам: звук сирены-сигнал оповещения «ВНИМАНИЕ ВСЕМ!», оповещения единой дежурно-диспетчерской службы: - обеспечить любым доступным способом информирование работников образовательной организации об опасности (подача затяжного или нескольких звонков, либо по средствам речевого или звукового оповещения); - принять решение об изменении порядка образовательного процесса (отменить занятия в школе, прервать «тихий час», прогулку в детском саду…); - обеспечить размещение в безопасном месте (подальше от окон) обучающихся и работников; - выставить посты наблюдения по периметру учреждения с устойчивой связью для мониторинга воздушного пространства на предмет подлетающих БПЛА; - ожидать сообщения об отмене опасности в здании образовательного учреждения; - при отмене угрозы опасности дать указание об информировании родителей (законных представителей) о временном прекращении учебного процесса; - действовать по ситуации: направить к месту сбора назначенных лиц для осуществления контроля за передачей обучающихся родителям (законным представителям) или возобновить учебный процесс Персонал (педагогический состав) Получить оповещение об опасности по средствам: звук сирены-сигнал оповещения «ВНИМАНИЕ ВСЕМ!», оповещения единой дежурно-диспетчерской службы: - прервать уроки/занятия в образовательной организации, «тихий час», завершить прогулку в детском саду/школе…; - закрыть окна (шторы/жалюзи) в кабинете/группе; - обеспечить размещение обучающихся в местах с минимальным остеклением; - педагогу/воспитателю/сопровождающему детей находиться с мобильным телефоном для получения корректировок действий; - вести себя спокойно, уверенно, не допуская паники среди детей, помогая справляться с негативными эмоциями; - ожидать сообщения об отмене опасности в здании образовательного учреждения; - по указанию руководителя обеспечить информирование родителей (законных представителей) о временном прекращении учебного процесса; - по указанию руководителя или назначенных им лиц обеспечить передачу обучающихся родителям (законным представителям) или возобновить учебный процесс 3 Категория персонала Действия Работник охраны Получить оповещение об опасности по средствам: звук сирены-сигнал оповещения «ВНИМАНИЕ ВСЕМ!», оповещения единой дежурно-диспетчерской службы: - обеспечить по указанию руководителя незамедлительную передачу тревожного сообщения об угрозе (подача затяжного или нескольких звонков, либо по средствам речевого или звукового оповещения); - действовать в соответствии с инструкциями при возникновении ЧС; - ожидать сообщения об отмене опасности в здании образовательного учреждения Технический персонал Получить оповещение об опасности по средствам: звук сирены-сигнал оповещения «ВНИМАНИЕ ВСЕМ!», оповещения единой дежурно-диспетчерской службы: - попытаться покинуть опасную зону (открытые пространства/помещения с окнами, уводя за собой находящихся поблизости людей; - закрыть окна (шторы/жалюзи) в кабинете/группе; - обеспечить размещение обучающихся в местах с минимальным остеклением; - не допускать паники среди детей; - ожидать сообщения об отмене опасности в здании образовательного учреждения Обучающиеся Получить оповещение об опасности по средствам: звук сирены-сигнал оповещения «ВНИМАНИЕ ВСЕМ!», оповещения единой дежурно-диспетчерской службы: - действовать по указанию взрослого (руководителя, педагога); - сохранять спокойствие и выполнять инструкции взрослого; - в случае, если чувствуешь сильный страх, сказать об этом взрослому; - постарайся участвовать в упражнениях, которые предлагает взрослый; - обрати внимание на своих сверстников, может кто-то из них нуждается в твоей поддержке (улыбнись ему, возьми за руку, положи руку на плечо); - ожидать сообщения об отмене опасности в здании образовательного учреждения Родители (законные представители) Если вы услышали звук сирены, а ваш ребенок находится в образовательном учреждении.
ПОМНИТЕ, что рядом с ним в этот момент находятся взрослые, которые несут ответственность за его жизнь и здоровье и прилагают все усилия для сохранения его благополучия. Сохраняйте спокойствие, постарайтесь справиться с первым желанием позвонить педагогу. Дождитесь получения информации из родительского чата или по другим каналам. Этим вы окажите помощь и своим детям, и педагогу.
1. Общая характеристика вероятных нарушителей на объекте образования.
Анализ зарегистрированных в 2017–2021 годах происшествий в учебных заведениях показал, что преступники при нападении на объект образования использовали огнестрельное оружие и (или) самодельные взрывные устройства. Действия злоумышленников носили заранее спланированный и организованный характер. В ходе подготовки к террористическому акту ими заблаговременно приобреталось оружие, боеприпасы к нему, холодное оружие, взрывчатые вещества, изготавливались взрывные устройства. Преимущественно противоправные деяния совершали лица, связанные с данными образовательными организациями различными жизненными событиями (являлись их учащимися, выпускниками, а также имели друзей среди обучающихся), и обладавшие определенной информацией об охране учреждения, режиме его работы, внутреннем распорядке и расположении помещений. Как правило, при совершении вооруженного нападения первоначальной целью потенциального преступника становилось лицо, непосредственно обеспечивающее охрану учебного заведения (сотрудник ЧОО, сторож, вахтер), а затем – окружающие люди. При этом действия нападающего на объекте образования (на его территории) выглядели хаотично (беспорядочная, неприцельная стрельба по людям и имуществу учебного заведения). Взрывное устройство проносилось на объект образования скрытно (открыто), размещалось и приводилось в действие в наиболее многолюдном месте объекта образования (столовая, раздевалка, спортивный зал, рекреация и др.). 2. Общая характеристика модели нарушителя на объекте образования. 2 Модель нарушителя складывается из следующих составляющих: типа нарушителя (внешний, внутренний); целей, которые может преследовать нарушитель; мотивов действий нарушителя (политические, идеологические, экономические, экологические, личные); возможного количества нарушителей (одиночный, группа); уровня его осведомленности об объекте, уязвимых местах и системе физической и технической защитах объекта; уровня технической квалификации и подготовленности нарушителя к совершению несанкционированных действий1; тактики и сценариев возможных действий нарушителей (последовательность (алгоритм) и способов действий групп и отдельных нарушителей на каждом этапе, маршруты движения); уровня его оснащения (использование им транспортных средств, специального снаряжения, летательных аппаратов, беспилотных воздушных судов, стрелкового оружия, взрывчатых веществ и иных средств поражения). В качестве типовых нарушителей рассматриваются: внешний нарушитель первого типа (одиночный нарушитель или малочисленная группа нарушителей); внешний нарушитель второго типа (террористическая группа); внешний нарушитель третьего типа (террорист-смертник); внутренний нарушитель первого типа (сотрудник, обучающийся или выпускник образовательной организации, родители (законные представители) родственники); внутренний нарушитель второго типа (сотрудник сторонней подрядной организации, имеющий знания о системе охраны образовательной организаций); 1В данной Типовой модели под несанкционированными действиями следует понимать преднамеренные действия, направленные на нарушение правильности функционирования системы, несанкционированного проникновения на объект образования, а также совершение или попытка совершения противоправных действий по отношению к охраняемым объектам. 3 внутренний нарушитель третьего типа (сотрудник подразделения охраны, сотрудник органов внутренних дел, пожарной охраны, ведомственной охраны, службы безопасности). К целям, которые могут преследовать нарушители, относятся: причинение вреда жизни и здоровью конкретным лицам на объекте образования; причинение вреда жизни и здоровью неопределенному кругу лиц на объекте образования; причинение вреда имуществу объекта образования (как основная или дополнительная цель) или завладение имуществом, имеющимся на объекте образования (деньгами, ценностями, имеющимся оружием, транспортом и т.п.); совершение опасных действий (взрыва, поджога, стрельбы) на объекте образования без посягательства на жизнь и здоровье людей и (или) причинения вреда имуществу объекта образования (для демонстрации серьезности намерений или демонстрации собственной значимости); выдвижение требований к органам власти, руководству или конкретным должностным лицам объекта образования или иным неопределенным лицам; захват заложников (как не сопряженный, так и сопряженный с выдвижением требований); совершение самоубийства (суицида) после достижения иных целей (в том числе действия террориста-смертника). Мотивы, которые могут побудить потенциальных нарушителей к совершению преступлений террористической направленности на объекте образования, можно разделить на: политические (нереализуемые политические запросы, обусловленные несогласием с политикой государства, выражение поддержки деятельности экстремистских и террористически ориентированных организаций и групп в стране и за рубежом); идеологические (в своей основе обусловленные имеющимися внутренними личностными качествами нарушителя и дополнительно укрепляемые 4 пропагандой идеологии экстремизма и терроризма, присутствующей в СМИ (фрагментарно, включая опосредованную рекламу преступлений террористической направленности ввиду непроработанного с точки зрения психологического влияния контента) и в социальных сетях (целенаправленно, включая прямые призывы к экстремизму и терроризму, встречающиеся на сайтах и в отдельных постах экстремистских организаций и лиц); личные. Анализ внутренних причин происшедших ранее нападений нарушителей на объекты образования наиболее важен для проведения профилактики преступлений террористической направленности на объектах образования. Большая часть нарушителей, совершающих (планирующих совершить) преступления на объектах образования в России за последние годы, были подростками 12-19 лет с неустойчивой, а точнее болезненно измененной психикой. Им чаще всего свойственны: склонность к вспышкам ярости, недостаточность эмпатии по отношению к другим, неспособность испытывать вину перед ними, вместе с тем потребность в индивидуальном признании, самоутверждении; возможное наличие проблем со здоровьем в области психоневрологии, психиатрии, проявление симптомов тревоги и/или депрессии; наличие у подростков психологической травмы, связанной с физическим, сексуальным, эмоциональным насилием, дисфункуциональным поведением родителей; неудовлетворенная потребность в доверительном общении со взрослыми и сверстниками, низкий социальный статус в классе, постепенное отчуждение подростка от первичных социально полезных групп (семьи, класса, учебной группы); негативный опыт общения со старшими, которые послужили моделью для формирования поведенческих навыков у подростков, в том числе уже состоявших в деструктивных сообществах; 5 перенос общественно-организаторской и коммуникативной активности подростка в сферу свободного общения и в связи с этим увеличение у них неформальной, стихийно возникающей, неорганизованной асоциальной деятельности (отношений), идеологии. включающей признание экстремистской Важным обстоятельством, увеличивающим вероятность побуждения несовершеннолетнего к совершению преступлений террористической направленности, является накопление факторов риска. Чем больше факторов актуальны для подростка, тем более вероятным становится деструктивное поведение. Около половины нарушителей было вменяемо (в том числе с диагностированными психическими расстройствами, не исключающими вменяемости), и понимая, что совершают преступление против жизни других людей, они пытались оправдаться, говоря что «пришли избавить мир от людей, которые являются живностью и биологическим мусором» или что их «мало интересует общение с себе подобными, поскольку все чувства ложь и обман; вокруг одни придурки и есть мысли всех перестрелять», иногда нарушители возлагали ответственность за свои преступления не только на людей, но и на Бога (шестиклассник из поселковой школы Пермского края заявил «В меня вселился Бог! Я не справлюсь с собой») и т.д. Названные выше проявления характерны для нарушителей, являющихся приверженцами идеологии терроризма и экстремизма. В основе идеологии терроризма, как идеологии насилия, лежит желание считать себя «имеющим право» на насилие (по своему существу принципиально отличающееся от права на законное принуждение, которым обладают работники правоохранительных органов, работники охраны и даже обычные граждане в ходе задержания тех же преступников). В основе идеологии терроризма, как идеологии отрицания общечеловеческих ценностей, лежит отрицание любых позитивных идей. Содержанием личностного мировоззрения нарушителей, создающего условия для будущего совершения преступления террористической направленности, является ряд отрицательных нравственных 6 качеств в их крайних проявлениях. Так, крайнее проявление индивидуализма (человеконенавистничество) вызывает желание уничтожить чужую жизнь. В свою очередь, обостренное тщеславие вызывает готовность ради славы жертвовать чужой и даже собственной жизнью, крайнее проявление корыстолюбия вызывает готовность ради материальной заинтересованности отказаться от любых духовных ценностей, продать и предать свою веру, страну, родных и близких. Помимо перечисленных основных, в формировании мотивации нарушителя участвует и ряд других нравственных качеств (жестокость – желание любым способом доказать свою значимость, трусость и т.д.). Осведомленность нарушителя об объекте: высокая – характерна для внутренних нарушителей; средняя – характерна для внешних нарушителей, взаимодействующих с внутренним нарушителем; низкая – характерна для внешних нарушителей. Кроме того, осведомленность зависит от тщательности подготовки к нападению. Техническую квалификацию и подготовленность нарушителя можно охарактеризовать тремя качественными уровнями: высокий – хорошее знание системы и работы технических средств охраны, наличие навыков и необходимого оборудования для отключения или блокировки работы средств сигнализации, связи, оповещения, видеонаблюдения, профессиональных средств для проникновения на объект образования через КПП или иным способом, наличие профессионально подобранного набора оружия, взрывчатых веществ, горючих жидкостей, пиротехнических устройств, средств задымления и иных необходимых средств для осуществления нападения и последующего отхода с объекта (в случае его планирования) на основе имеющихся у нарушителя целей; средний – отрывочные знания о системе работы технических средств охраны, возможны наличие отдельных средств для блокировки связи и сигнализации, простых бытовых средств для проникновения на объект 7 образования через КПП или иным способом для осуществления нападения (оружия, взрывчатых веществ, горючих жидкостей и пиротехнических устройств); низкий – отсутствие знания системы и работы технических средств охраны, наличия отдельных образцов или небольшого набора средств для осуществления нападения (оружия, взрывчатых веществ, горючих жидкостей и пиротехнических устройств). Тактика нарушителя на этапе проникновения на территорию объекта образования, в период нахождения на объекте и после совершения активных действий: на этапе проникновения: проход непосредственно через КПП, с использованием несовершенства пропускного и внутриобъектового режимов либо их грубого нарушения работниками ЧОО, осуществляющими охрану образовательной организации (в момент смены охраны, в момент отвлечения внимания охраны непосредственно на КПП, в момент отвлечения внимания на другой части объекта путем взрыва, поджога или иного отвлекающего внимание происшествия, путем физического воздействия (в том числе причинения телесных повреждений или смерти) на осматривающего входящих лиц работника охраны, в случае отсутствия второго работника, управляющего средствами доступа и находящегося в безопасной изоляции); проникновение в здание через дополнительные (служебные, эвакуационные) входы/выходы (в том числе, в момент их планового открытия на объекте); проникновение через окна или с крыши здания; проникновение нарушителей одновременно в двух или более местах объекта; проникновение нарушителей путем фактического разрушения (подрыва) дверей на основном КПП или на дополнительных (служебных, эвакуационных) входах/выходах. В период нахождения на объекте: 8 причинение телесных повреждений или смерти строго определенному лицу (или лицам), к которому нарушитель испытывает чувство обиды, ненависти, желает отомстить; причинение телесных повреждений или смерти неопределенному кругу лиц; использование слезоточивых, отравляющих, токсичных веществ, использование радиоактивных или биологически опасных веществ, использование иных опасных для жизни и здоровья веществ; использование собак и иных животных; совершение действий без посягательства на жизнь и здоровье людей (стрельба в потолок, по дверям и окнам, по иному имуществу на объекте, организация поджога, взрывов, задымления); захват заложников (как не сопряженный, так и сопряженный с выдвижением требований); захват заложниковна объекте, причинение им телесных повреждений или смерти, с заранее запланированным последующим самоподрывом или самоподрыв без захвата заложников и/или без предварительного причинения телесных повреждений или смерти находящимся на объекте (действия террориста-смертника). после совершения активных действий – попытка скрыться с объекта; попытка суицида; сдача правоохранительным органам. В оснащение нарушителя может входить: транспортное средство, лестницы и/или альпинистское и иное оборудование (в случае проникновения через окна или с крыши здания); стрелковое или холодное оружие, горючие вещества, пиротехника и дымовые шашки, жилеты и шлемы защитные, поддельные документы и/или форма работников коммунальных служб или правоохранительных органов (в случае проникновения с использованием образа лиц, прибытие которых на объект не вызовет подозрений); 9 взрывчатые вещества и взрывные устройства. 3. Общие подходы к разработке модели нарушителя на объекте образования. На основе типовой модели нарушителя на объекте образования разрабатывается объектовая модель нарушителя1 (далее – ОМН), необходимая для формирования документов по противодействию совершению преступлений террористической направленности на конкретном объекте образования. В формируемые на основе ОМН инструктивные документы включаются в том числе: планируемые меры профилактики несанкционированных действий, представляющих собой преступления террористической направленности или несущих потенциальную угрозу совершения преступления террористической направленности (в том числе, воспитание неприемлемости идеологии терроризма, формирование нравственных основ противостояния идеологии терроризма, выявление ранних вербальных и невербальных признаков формирования идеологии терроризма; мониторинг ранних признаков подготовки средств совершения преступлений террористической направленности); планируемые организационные и технические меры для пресечения несанкционированных действий, представляющих собой преступления террористической направленности или несущих потенциальную угрозу совершения преступления террористической направленности: - единовременно – активация кнопки передачи тревожных сообщений для вызова группы быстрого реагирования, дублирующий вызов представителей правоохранительных органов2 по телефону, отслеживание и видеофиксация действий нарушителя, установление постоянной связи с правоохранительными органами и прибывающими группами правоохранительных органов, принятие 1За исключением объектов образования, требованиями по обеспечению антитеррористической защищенности к которым постановлениями Правительства Российской Федерации разработка модели нарушителя не предусмотрена. 2Дежурных служб территориальных органов ФСБ России, МВД России, Росгвардии. 10 личных мер по возможному задержанию нарушителя, блокированию (изоляции) в определенной части объекта образованияи/или отвлечению его внимания от цели нападения (только при наличии возможности и с учетом исключения возможного дополнительного риска работникам и обучающимся); - долговременно – переориентация систем обеспечения пропускного и внутриобъектового режима на повышение эффективности, включая использование при наличии технической возможности шлюзовых систем, обеспечение осмотра проносимых вещей автоматизировано с изолированного рабочего места работника охраны либо одним работником охраны при условии управления допуском на объект со стороны второго работника охраны, находящегося в безопасной изоляции; подготовка к пресечению действий нарушителей путем проведения учений, тренировок или иных практических учебных занятий с работниками охраны и персоналом объекта с учетом возможной тактики и сценариев действий нарушителей, включающих: - конкретные действия охраны и персонала объекта, исходя из возможных способов действий групп и отдельных нарушителей, прогнозируемых маршрутов их движения; - участие работников охраны и персонала образовательных организаций в тренировках, проводимых территориальными органами ФСБ России, МВД России, Росгвардии; - практическую отработку передачи сообщения о совершении преступлений террористической направленности в правоохранительные органы1; - отработку информационного взаимодействия с группами быстрого реагирования охранных организаций и нарядами правоохранительных органов, направленного на обеспечение непрерывной связи между работниками охраны и прибывающими группами в случае совершения несанкционированных действий, представляющих собой преступления 1В дежурные службы территориальных органов ФСБ России, МВД России, Росгвардии. 11 террористической направленности или несущих потенциальную угрозу совершения преступлений террористической направленности; планируемые меры для минимизации и ликвидации последствий несанкционированных действий, представляющих собой преступления террористической направленности или несущих потенциальную угрозу совершения преступлений террористической направленности (эвакуация работников и обучающихся, принятие мер по организации тушения пожара в случае его возникновения, вызов представителей органов здравоохранения для оказания помощи пострадавшим, вызов подразделений МЧС России для обеспечения эвакуации из здания при невозможности использования имеющихся выходов и/или окон первых этажей, а также в случае обрушения элементов здания или риске их обрушения и т. д.); При разработке ОМН и инструктивных документов могут быть использованы методические материалы, касающиеся тактики совершения террористического акта и содержащие рекомендации гражданам по действиям при угрозе совершения террористического акта, размещенные на сайте ФСБ России http://www.fsb.ru/fsb/supplement/advice.htm, а также учебно методические материалы, рекомендации по личной безопасности и видеоматериалы, размещенные на сайте НАК: http://nac.gov.ru/uchebno-metodicheskie-materialy.html, http://nac.gov.ru/dokumentalnyie-filmy.html. № 11/П/2-1448